«Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян.»
Прочитала «Москва-Петушки». Сначала была в недоумении, ибо такое кошмарное пьянство я все-таки никак не одобряю – пуританин во мне ожил и начал брезгливо морщиться. …потом начало доходить.
Черт, какая сложная многоплановая вещь, там одновременно <минимум> три сюжета на трех планах бытия. Прочитала несколько Очень Умных Статей c Очень Умными Литературоведческими Терминами, они мне кое-что разъяснили, но далеко не все.
И, наверное, я расшифровала второй пласт – Веничка, Кремль, Петушки, сон о деревне Черкасово, тьма, четверо убийц, горло и последняя фраза - я это свела сюжетно. Ужасно собой горжусь, ибо ничего похожего в Очень Умных Литературоведческих статьях не было, а мне моя версия кажется проще и достовернее.
Однако расшифровывать очень сложно – как в библейских притчах фразы поддаются и тому, и этому, и третьему истолкованию – а уж если вдуматься, то вообще… К тому же мне элементарно эрудиции не хватает, Ерофеев был исключительно образованным человеком, смысла половины намеков я просто не могу уловить.
И я впервые поняла, почувствовала, что такое "возлюби ближнего" – ну, то, что Христос проповедовал. Никогда раньше не понимала – а Веничка показал.
«Надо чтить, повторяю, потемки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна - все равно: смотри и чти, смотри и не плюй...» Ну, там много на эту тему.
Язык прекрасен, хочется читать вслух и медленно, перекатывая и дополняя смыслы звучанием, потому что в звуках свои шифры и свое дополнительное настроение.
А вообще это загадочная сюрреалистическая история о Боге, боли и рае, некоторые называют ее последней русской книгой.
З.Ы. Теперь, оказывается, «Москва-Петушки» в школе проходят. Бедные дети ))))))